Гамлет и...
[Маски. Зеркало Человека.]
Существует такой стереотип, что "Гамлеты могут "сыграть" любой ТИМ". При этом, как правило, эта фраза считается вполне законченной и в каких-либо пояснениях не нуждающейся. Сейчас мы попробуем разобраться в этом нелегком вопросе, и решим, насколько это правда, а насколько миф, и откуда он произошёл, и почему, собственно, Наставники "играют" другие ТИМы.
Мы не будем говорить о тех масках, которые одевают на себя Гамлеты из-за комплексов, давления общества, среды, и.т.д, потому что эти маски ничем не отличаются от масок других ТИМов в сходных ситуациях. Мы разберем поведение только "здорового" Наставника.
Итак, если принять фразу о "игре" Гамлета как данность, то задумаемся: а откуда она берется, и что для неё нужно? Получаем ответ: в первую очередь нужна сильно прокачанная базовая ЧЭ - Этика Эмоций. Почему? Потому что ЧЭ в данном случае и причина "игры", и средство её воплощения. Гюго со сходной базовой не подходит, поскольку у ЭСЭ базовая несколько однополярна и настроена главным образом на положительные эмоции, а в данном случае это решающий фактор. Итак, что же творит со своим владельцем гамлетовская ЧЭ?
Она заставляет впитывать Наставника эмоции, чувства, мировоззрение, настроение других людей. Соционик Калинаускас как-то сказал, что Гамлету очень трудно зачастую сформировать своё собственное мнение. Ему нужно почувствовать настроение других и от этого строить своё отношение к чему-либо и действия.(К слову, несколько парадоксальная мысль: Наставника считают идеологом социона не потому, что он создает идеологию, а потому, что он "отражает" само общество и вербализирует его желания в идеологию, то есть просто говорит людям то, что им сейчас надо услышать)
Так вот, это "впитывание" людей через ЧЭ и заставляет Наставника "подстраиваться" под них. Именно "подстраивание" и заставляет Гамлета "играть",надевать маску. Причем "подстройка" может быть совершенно разная. Доминирует, пожалуй, контрастная, оппозиционная. Важно сказать, что всё это делается рефлекторно, интуитивно и неосознанно. Вот несколько примеров.
Если Наставник попадает в общество этиков-экстравертов, к примеру, Гексли-Гюго, то он, конечно, может поплыть по течению и предаться беззаботным светлым эмоциям. Но чаще для него характерен контраст. Он "отгораживается" от них, как бы говоря: "Я не такой, я не с ними". И становится своего рода Бальзаком, если нейтрален по отношению к ним, или Максимом-Драйзером, если хочет их приструнить.
Другой пример оппозиции. Если рядом с Наставником появится человек, который "слишком хорош" для нашего мира, без страха и упрека, буквально излучающий правильность и свет, то чисто рефлекторно Гамлет начнет "играть" его противоположность, эдакого отрицательного героя с сарказмом и иронией, при этом стараясь "ужалить" того человека, найти плохие стороны, доказать, что людей без недостатков нет. В эти моменты Гамлет может впадать в крайности, становиться буквально мерзким и противным, и это его ничуть не смутит, даже доставит удовольствие. Потому что сейчас он нужен именно таким. Что характерно, абсолютно идентичной станет обратная ситуация. При появлении такого "гадкого" человека Гамлет наоборот, станет ярым поборником правильности и веры в чистоту.
Если брать коллектив, тоже возможны свои сценарии. Если в коллективе всё тухнет, отсутствует действие, Гамлет этого не потерпит - он возьмет роль Напа или Гексли и будет "тормошить" всех, пока не начнет что-то происходить. И наоборот - если всё слишком шумно и живо, Наставник начнет "осаживать" людей, спускать с небес на землю, надевая логико-сенсорную маску.
Можно приводить много примеров, но главное - понять суть. Далеко не все Гамлеты способны на это. Они должны быть раскомплексованы, сформированы как личность и иметь крайне развитую, чувствительную, даже можно сказать чуткую Этику Эмоций. Наставник, играя роль, не играет её в общепринятом, артистическом смысле. Он лишь отражает то, что происходит вокруг него. Здесь он не Актер. Он только Зеркало.
Зеркало, отражающее Вас
Соционический вестник